Спорт, тренировки, качалка, бои без правил

Посидим в тишине

Практика випассаны в России: Наталия Савоськина на собственном опыте проверила, стоит ли заставлять себя страдать.

Про випассану (которая, кстати, во многих странах успешно проводится в тюрьмах) еще говорят «отсидеть». Почему за освобождением нужно отправляться в конц­лагерь? И верно ли идти к избавлению от душевных и телесных мук путем насильственного страдания?

Только так — свидетельствуют 25 веков канонической традиции — можно получить опыт монашеской жизни, встретиться с самим собой и достичь тишины на уровне ума. Освобождение от застарелых болезней, зависимостей, прилив энергии, похудение, нормализация физиологических ритмов организма — не цель, но следствие практики.

ЧТО ТАКОЕ ВИПАССАНА

Это древняя техника, которая была известна в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. Ее основные идеи были описаны еще в Ведах. Затем, в VI веке до нашей эры, ее вновь открыл Гаутама Будда.

В суттах Палийского канона Будда и его ученики употребляют словосочетание «випассана-бхавана», что значит «развитие видения-как-есть». Те, кто занимается таким развитием, должны прийти к осознанию непостоянства (аничча), неудовлетворительности (дуккха) и безличности (анатта) явлений опыта (дхамма). Такая практика должна привести к растождествлению с элементами опыта и таким образом устранить предпосылку для появления психологического, а затем и физического страдания. Випассана-бхавана в Палийском каноне – одно из двух основных направлений развития медитации наряду с саматха-бхавана, развитием спокойствия, собранности и сосредоточения. Жесткость курсов, ставящая осознанное восприятие в экстремальные условия, позволяет использовать все ресурсы осознания на полную мощность и приводит к сильнейшему медитативному опыту в кратчайшие сроки.

На данный момент випассаной чаще всего называют методики медитации, преподававшиеся Махаси Саядо и Сатья Нараяном Гоенкой. В Индии, а также в России и на Украине большую популярность приобрели 10-дневные курсы випассаны по Гоенке, в то время как в традиционно буддистских странах – Таиланде, Мьянме и Шри-Ланке – чаще можно встретить випассану по Махаси Саядо. Внешнее отличие последней школы в том, что медитация практикуется одинаковое количество времени сидя и при ходьбе.

Череда запретов

Опыт випассаны в первую очередь складывается из череды запретов. Монах (а в данном случае и ученик, решивший пройти випассану) живет подаянием (практика проводится на благотворительные взносы студентов предыдущих курсов), ему ничего не принад­лежит, кроме одежды, он поднимается в 4 утра с ударами гонга и медитирует до 21:30 в общем зале или в келье с двумя часовыми перерывами. Он не ест мяса и не принимает пищу после 12 дня (веган­ское питание — разнообразное, изобильное и очень вкусное: на кухне работают служащие из числа старых студентов). В качестве послабления для новичков (так называемых «новых студентов») дают один фрукт и чай с молоком на полдник. В корпусах всегда стоят чайники с отварами трав — успокоительным, слабительным, желудочным, почечным, грудным сбором. От неподвижного сидения, хоть и с короткими перерывами на разминку и отдых, часто обостряются хронические болезни, случаются бессонница и запоры. Все это предлагается считать частью практики, однако некоторые покидают курс из-за проблем со здоровьем, а кто-то не выдерживает психологически — в среднем беглецов около пяти человек на курс. Их отпускают только после беседы с помощником учителя (моя первая соседка сбежала ночью, тайно, в моих джинсах). Если спустя годы они решаются вновь пройти курс, их несколько раз испытывают отказом, укрепляя намерение.

Говорить о наболевшем можно только с менеджерами (практиками с большим опытом ретритов). Они тактично и с большим участием решают бытовые вопросы (даже специально ездили в ближайший город мне за лекарством). Они же выступают переводчиками в беседах с помощником учителя (обычно это прошедшие специальное обучение в медитационных центрах этой традиции европейцы или индусы, владеющие английским), следят за дисциплиной и режимом. Если вы откровенно отлыниваете в часы медитаций в комнате — качаетесь на качелях на улице или просто спите, — вас мягко вернут к практике. С их помощью можно сделать внушение соседу, если он слишком хорошо пахнет или хомячит под одеялом колбасу, что мешает вам сосредоточиться. Кстати, через пару дней, когда обостряются все органы восприятия, начинаешь ценить и обет молчания, и простоту еды, и запреты на парфюмерию, афродизиаки, отвлекающие внимание окружающих от практики. Молиться и выполнять асаны тоже запрещено. Помогать служащим готовить и мыть полы нельзя — это не ваша обязанность. В общем, создана ситуация, при которой нашему беспокойному уму совершенно не за что зацепиться и он обречен на глубокое погружение в себя. На самом деле именно это и является причиной, делающей випассану для многих невыносимой: и правда очень непросто так долго оставаться наедине с самим собой.

10 дней тишины

Именно эта техника, как вещает в своих медитационных центрах по всему миру Гоенка (успешный бизнесмен, однажды избавившийся с помощью этой случайно обнаруженной им в Бирме древней техники от мучительной мигрени), привела Гаутаму Будду к просветлению. Випассана заявлена как не относящаяся ни к одной из религий, но путь ученика випассаны вполне по-буддистски начинается с поисков прибежища в истине — это шила (нравственность), самадхи (покой ума) и панья (интуитивная мудрость). По прибытии на курс студенты заполняют анкету (хрониче­ские болезни, принимаемые медикаменты, нет ли проблем с психикой, каковы отношения в семье, был ли наркотический, целительский, эзотериче­ский опыт). В ней же все обещают не ступать ни шага за территорию семинара до конца 10-го дня и следовать требованиям нравст­венного поведения: не убивать, не воровать, не лгать, отказаться от интоксикантов и любой сексуальной активности. После заселения в четырехместную комнату студент получает номер своего места в зале. Это место — один метр с полосатым ковриком.

Волевой порог

Вечером первого (на самом деле «нулевого») дня все повторяют мантру на языке пали — формальную просьбу научить медитации Анапана. Эта простая с виду медитация продолжается три дня — учеников просят следить за дыханием и ощущениями с посте­пенным сужением участка наблюдения до треугольника под носом. По идее, так достигается самадхи — острота ума, способность концентрироваться на ощущениях тела. Но поначалу не выдерживаешь и минуты, чтобы не отвлечься на игры разума. Про эту борьбу за право быть в центре собственного внимания потом хорошо сказала моя соседка: «Твое левое полушарие идет войной на правое, а ты вроде не при делах — наблюдаешь за дыханием». Перед каждым заходом на час-полтора медитации голос Гоенки на англий­ском с жутким индийским акцентом озвучивает все инструкции, а следом мягким женским голосом идет русский перевод.

BV02-1015.jpg

На экране

На четвертый день дается сама техника випассана — перемещение участка внимания по всему телу. Развитие уравновешенности и осознанности путем наблюдения за ощущениями во всем теле и, как следствие, понимание закона их непостоянства, иллюзорности (аничча) — это способ достичь интуитивной мудрости. Смысл техники — в наблюдении единственно объективной реально­сти — реальности своего тела.

Перемещение внимания, по идее, должно становиться непрерывным потоком тонких, то есть приятных ощущений. А грубые ощущения — боль, неудобство, онемевшие ноги и негнущаяся спина — уходят, потому что ты не придаешь им значения. Но и собст­венное эфирное тело из светящихся частиц, и внутреннее видение чакр, и все волшебство, которое может принести свободный поток энергии («продвинутым» предлагается направлять его вглубь тела, прощупывая позвоночник), — лишь ощущения, которые появляются, чтобы потом исчезнуть. Потому что все пройдет, ведь закон природы — непостоянство, аничча.

О СВЯЗИ ЙОГИ И ВИПАССАНЫ

Илья Журавлев, инструктор московского центра «Йога 108»:

«Осознанность и наблюдение ощущений без неприятия или привязанности к ним часто рекомендовал поддерживать во время выполнения асаны мой первый учитель. Позже, обучаясь в Индии у других мастеров, я встречал похожий подход. Наверное, это обычное дело для культур, где широко известна медитация. Но у нас встречается, что практикуют асаны в резком, «спортивном» стиле. Тогда исчезает текучесть, энергия движется негармонично. Встречается и «зависание» на ощущениях, желание «поймать кайф» либо, наоборот, паническая боязнь неприятных ощущений и дискомфорта. Думаю, что опыт випассаны может помочь исправить подобные препятствия в практике йоги. И всем искренне посоветую: «прочитать» и «попробовать дома» – это совсем не то. Не стройте иллюзий – вы никогда не сможете, живя в социуме, воссоздать режим интенсивного ретрита».

Тайна третьей планеты Випассана базируется на тезисе о том, что структура психики состоит из сознания, восприятия, ощущения и реакции на ощущения. Отзываясь на внешние впечатления — будь то приятная еда, победа футбольной команды, предательство близкого человека, — мы создаем определенные «зарубки», так называемые санкары влечения и отвращения. И со временем мы начинаем бессознательно реагировать на уровне этих программ, мы становимся заложниками санкар и всю жизнь по­ступаем механистически, гонимся за удовольствиями и избегаем страданий, наступая на одни и те же грабли. Не прожитая нами боль остается в сердце занозой (а в теле — мышечным блоком), нереализованные намерения — иллюзиями. Смысл техники — в «зачистке» личной чувственной истории. Когда ум спокоен, он не создает новых санкар, и со дна сознания начинают подниматься старые. Их точный образ — зеркальные цветы в «Тайне третьей планеты», которые «отслаивали» увиденное в обратной хронологии.

Сидение по мукам

Не реагировать на физические ощущения учит медитация Аддитана (твердого намерения, с которым Будда сел под дерево медитировать в ночь своего просветления: «Я не встану с этого места и не изменю позы до тех пор, пока не узнаю причину страдания»). Начиная с четвертого дня в течение трех часовых медитаций придется прекратить попытки поменять позу каждые пять минут, устраиваясь поудобнее в своих гнездах из подушек-спальников-валиков-скамеечек, и сидеть с закрытыми глазами неподвижно. Как бы ни горела поясница и ни чесалось за ухом, стоит перетерпеть — и обнаружить в себе новые, неисследованные пределы. Не будьте наивны: хоть тысячелетняя история Хатха-йоги и указывает нам четыре позы, в которых можно подолгу сидеть с прямой спиной (Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана), сколько ни ерзай, самой удобной наверняка окажется «недолотос» на подушке (судя по его популярности в зале и моему опыту). Вообще для новых студентов випассана становится в первую очередь практикой этих четырех асан. И именно в долгожданный миг звучания финальной мантры приходит окончательное — на уровне тела! — понимание того, каким образом наши эмоции превращаются в мышечные блоки, как наши физические и ментальные тела непрерывно создают друг друга. Мне кажется точным наблюдение одной студентки: «Практикуя випассану, вы выполняете лишь одну сидячую позу, но значительные отрезки времени. Лично мое состояние менялось от эйфории до глубокой депрессии, но в итоге ум успокоился. Как будто я нашла ту умст­венную мышцу, которую можно втянуть, чтобы достичь нужного результата».

В новой жизни

На 10-й день после обучения новой технике Метта-бхавана, завершающей медитации, которая посылает любовь и сострадание всем живым существам, заканчиваются молчание и половая сегрегация, хотя все «нельзя» еще в силе. Стоит хоть раз посетить випассану, чтобы после девяти с половиной дней далекой внутренней эмиграции побывать на этом пиру, узнать цену каждого слова, увидеть внутренним взором, как души — уже родные, но еще незнакомые — буквально раскрываются навстречу друг другу. После завершения первой випассаны я была не в силах оторвать глаз от юной пары: они не могли даже обняться после 10-дневной разлуки, он едва прикасался к ее запястью, по ее лицу текли слезы. Эквивалентом абсолютной, необусловленной любви в этот день становится все: воздух, природа, еда, рассказы однокурсников о пережитом, слова, визитки, телефоны, звонки домой с покаяниями и признаниями, запись на уборку территории… Потребность радоваться и отдавать безгранична (ведь теперь твоя жизнь наконец-то изменится!) — так что берите с собой на випассану ровно столько денег, сколько хотите пожертвовать.

СТУДЕНТЫ КУРСОВ — О ПЕРЕЖИТОМ

«Я не перестала желать красивых вещей, новой машины и счастья в личной жизни, но думаю об этом спокойно, без надрыва».

«Улучшил зрение на полдиоптрии, существенно выпрямил спину, похудел на три кило и, видимо, хорошо поправил желудок. Вернулся с массой энергии и как будто бы гораздо более уравновешенный, чем был».

«Впервые почувствовала внутренний покой — и поняла, чем он отличается от состояний «плохо», «хорошо» и «все равно».

«Из-за отсутствия «айпода», с которым я последний год сплю, сны стали глубокими и более яркими».

«В этом состоянии раскрывается сердце и уходит страх боли. После года непрерывной практики (между двумя курсами випассаны) я сижу и ощущаю себя рождественской елкой с переливающимися огнями на поверхности и почти остановившимся временем внутри».

«Випассана позволяет открыть вторую половину мира. В современном социуме нет практики наблюдения за собой и погружения внутрь. Все задачи, вся жизнь, все мечты и устремления нацелены на внешнее — куда нам до внутреннего».

RHA-238-5114.jpg

Адаптоген

Жизнь действительно изменится: будет непросто адаптироваться к большому городу, к работе и транспорту, доказывать в ответ на подколки друзей, что «это не секта». Потом покажется, что от честно высиженного равновесия не осталось и следа, что уже не отмахнуться от неровностей судьбы словом «аничча». Но вы уже никогда не будете прежним. В моей жизни случилось так, что страдания, от которых я бежала на випассану, не исчезли, а усугубились, и дошло до того, что противники випассаны называют диссоциацией личности, — отстраненности ума от реакции на внешний мир. И если бы не странное безразличие к тому, что недавно доводило до слез, я бы никогда не опустила руки, не уволилась бы с работы, не приняла бы свою депрессию, не решилась бы пройти курс психотерапии, не сменила бы профессию, не приложила бы усилия, чтобы захотеть быть счастливой не так, как мечталось, а как-то иначе, не укрепилась бы в практике, не переоценила бы отношение к людям, не увидела бы свою чудовищную гордыню и свои иллюзии. Все, что нужно было мне тогда, — это сдаться. И випассана, с которой я изначально сражалась до победного «на слабо», с полными карманами украденных с завтрака пряников и с ожиданием подвоха в душе, все-таки обманула. Не когда я поливала крашеный пол спортзала не выплаканными в школе слезами; не когда под конец особенно мучительной Аддитаны устала страдать, и меня резко ударил в межбровье прилетевший изнутри пылающий огненный шар, и все мое существо втянулось в него, как измерительный метр в рулетку, и стало падать в пропасть вдоль позвоночника (тело оставалось непо­движным!); и не когда в невыносимой ситуации открывалось такое терпение, что я себя не узнавала. Она обманула меня, когда я приехала на второй ретрит, оказавшийся совсем иным. Никаких мультфильмов мой внутренний телевизор не показал, мне просто дали зеркало — сколько уже пройдено, и опять я в самом начале пути.

246964_1645288665718_164193.jpgЧЕТЫРЕ ВОПРОСА ЭКСПЕРТУ: АЛЕКСАНДР АДУШКИН

Соучредитель Российского фонда випассаны, психотерапевт, тренер, директор проекта «Институт осознанности» (Москва)

Чем отличается випассана Гоенки от випассаны, практикуемой в других традициях буддизма?

— Во-первых, структурой ретритов. Во-вторых, формой преподавания – курс записан на электронные носители информации. В-третьих, практика адаптирована под мышление западного человека: тонкости объясняются с помощью аутентичных фразеологических оборотов, присущих языку страны, в которой проводится випассана. В отличие от других школ, випассана по Гоенке популяризирует только медитацию в положении сидя, где на начальных стадиях за основу взято исключительно наблюдение за ощущениями в теле.

Невзирая на то, что в других школах випассаны продолжительность, интенсивнос


Посидим в тишине
Посидим в тишине
Посидим в тишине




2017-04-07 01:00:14
комментарии:

- Спорт, тренировки, качалка, бои без правил связаться с авторами сайта | карта сайта Яндекс.Метрика